Процесс универсального проявления, эволюции и инволюции.

Слова "эволюция" и "инволюция" должны быть надлежаще поняты в соответствии с их контекстом, дабы избежать ошибок. Общее понимание их буквального значения здесь не вполне применимо, т.к. оба они являются относительными терминами. Вопрос в том, что подвергается эволюции или инволюции. Здесь эти термины употребляются в отношении проявления вселенной. Уже было сказано, что вселенная развивается потому, что в этом процессе сознание раскрывает себя и развивается от одной стадии манифестации к другой. Однако с точки зрения Чистого Сознания оно становится все более и более свернутым и ограниченным. В других словах, эволюция вселенной - это не что иное, как инволюция или сокращение Чити, или Сознания. Пратьябхиджня Хридаям (Сутра 5) говорит: "Сама Чити, нисходя с плана Чистого Сознания, становится читтой, или умом, через сокращение в соответствии с воспринимаемым объектом". В других словах, читта есть ступень в инволюции сознания. Высшая Реальность становится все б лее и более связанной через умножение себя, по мере того как нисходит до уровня физического творения.

Кашмирский шиваизм постулирует 36 категорий, дабы объяснить процесс космической эволюции, что обеспечивает наиболее полный, по сравнению с любой другой философской системой, анализ мироздания.

24 таттвы, или категории, от пракрити (материя) до Притхиви (земля) те же, что принимаются в системе санкхья, оставшиеся 12 таттв показывают, как пуруша (дух) происходит из высших таттв. Каждая таттва вытекает логически из предшествующей.

" Таттва" буквально означает" таковость", истину или реальность, это истинная первооснова или сущность, из которой происходит каждая стадия. Сута Самхита определяет таттву как то, что существует до пралайи, или космического растворения, как объект наслаждения для индивидуальной души, как инструмент наслаждения, как причина наслаждения; или как наслаждающийся.

Взаимодействие этих таттв через процесс умножения и дифференциации приводит к появлению большого числа раздельных, ограниченных сущностей. Однако они также обладают коллективным существованием, которое создает единую сущность, аналогично отношению между отдельной клеткой и простым живым организмом, частью которого она является. Это не просто
совокупность многих существ, но скорее единое существо со своей собственной определенной экзистенцией. Эти коллективные сущности именуются владыками таттв, или правящими божествами. Например, Шрикантха - это правящее божество таттвы пракрити.

После завершения процесса эволюции божественная Шакти изменяет направление своего движения и начинает развертывать и объединять то, что раньше было свернуто и разделено. Во время процессов инволюции и эволюции все эти таттвы подлежат непосредственному постижению. Они не есть лишь философские абстракции, которые не имеют практического значения
в жизни и находятся по ту сторону понимания большинства людей. Их рациональное понимание, конечно, невозможно без философской рефлексии. Однако эти таттвы постоянно присутствуют во всем круге повседневного опыта, хотя и в неявном и неясном виде. Каждодневный опыт есть просто сочетание этих принципов и элементов.



Для объяснения феномена манифестации кашмирский шиваизм вводит " Вимаршу" - аспект Чистого Сознания, аспект изменения и действия. Утверждается, что все изменения имеют место на поверхности сознания так же, как волны появляются на поверхности океана, и это появление должно, следовательно, состоять из сознания, так же, как волны состоят из воды. "Проявиться" определяется как появиться или стать воспринимаемым для ума; здесь это относится к Универсальному Уму. Поскольку появиться означает стать воспринимаемым, это предполагает "воспринимающего" так же, как "воспринимаемое" , другими словами, субъект и объект. Оба этих фактора должны быть сознанием, т.к. не существует чего-либо еще. Сознание, далее, в своем субъективном аспекте, становится видимым для себя как субъект и объект.

Субъект и объект в активном аспекте сознания технически именуются "ахам" (я) и "идам" (это). Они тесно соотнесены подобно влажности и воде, или жару и огню - без одного не может существовать другое. Это есть сознание и сила сознания. Они возникают одновременно и вечно взаимосвязаны. Во время периода пралайи, или универсального поглощения, они существуют в состоянии равновесия. Когда процесс космической эволюции начинается, этот баланс нарушается, и эти два фактора - "ахам" и "идам" - появляются. Это соответствует динамическому (Вимарша) аспекту сознания.

Субъект и объект должны быть рассмотрены раздельно для удобства объяснения, но при этом необходимо всегда помнить, что оба они присутствуют одновременно. Один из них всегда преобладает, подобно тому как у монеты в один момент времени можно видеть только одну сторону. Эти два фактора есть первые две таттвы в процессе космической эволюции и технически именуются Шива таттва и Шакти таттва.


6566369027192403.html
6566433429964661.html
    PR.RU™