Что означает угроза экономической безопасности нации

Под угрозой национальной экономической безопасности подразумеваются те условия и факторы, которые наносят ущерб общенациональным интересам и подрывают экономику страны. Различаются внешние и внутренние опасности.

К внешним угрозам относится подрыв источников хозяйственной силы государства. Объясним это на следующем примере. Обычно каждая страна заимствует за рубежом наиболее ходовую иностранную валюту, чтобы закупить необходимые товары и услуги. Tакие денежные займы должны соизмеряться с возможностями каждого государства своевременно обслужить внешний долг (погасить задолженность) за счет экспорта (продажи своих товаров на мировом рынке). На практике это не всегда удается.

В случае, если сумма долга многократно превышает возможности его обслуживания, то создается внешняя опасность для страны-должника. Она может оказаться в экономической и политической зависимости от зарубежных кредиторов.

Что касается России, то в 1990-х гг. она попала в большую зависимость от МВФ (Международного валютного фонда) и других иностранных кредиторов. Только с 2000 г. положение стало выправляться. Страна отказалась от займов МВФ, существенно увеличила экспорт (с 85 млрд долл. в 1997 г. до 133 млрд долл. в 2003 г.) и улучшила обслуживание внешнего долга.

Внутренние угрозы экономической безопасности нации создают: а) экономические кризисы (спады производства); б) массовую безработицу; в) значительное отставание страны в развитии и освоении новейших научно-технических достижений; г) низкую обеспеченность населения продовольствием, лекарствами и медицинскими препаратами; д) ухудшение состояния здоровья и снижение продолжительности жизни людей; е) опасный уровень загрязнения природной среды и многие другие неблагоприятные условия и факторы.

Чтобы своевременно обнаруживать угрозу экологической безопасности для людей, государственные органы должны проводить непрерывные наблюдения за состоянием макроэкономики. При этом важно устанавливать, когда неблагоприятные процессы (например, загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды и т. п.) достигают предельно допустимой величины, свидетельствующей об угрозе безопасности нации. Это позволяет незамедлительно устранять причины отклонений от нормальных условий жизнедеятельности людей.

За 1990-е гг. в России на некоторых территориях уровень загрязнения природной среды приближался к опасной черте. Например, в 1995 г. сильное загрязнение (превышение предельно допустимого коэффициента в 100 раз и более) отмечалось на некоторых реках в Мурманской и Свердловской областях, реках Обь с притоком Тобол, Волга с притоками Ока и Кама, на реке Дон и ряде других. Сильное загрязнение воздуха (наличие загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих предельно допустимые нормы в 10 раз и более) регистрировалось в ряде городов, в том числе в Москве, Новосибирске, Липецке, Барнауле, Норильске, Магадане, Самаре, Омске.



Свою лепту в борьбу против опасного загрязнения природной среды вносит уголовное законодательство. Уголовный кодекс Российской Федерации включил в разряд экологических преступлений следующие виды правонарушений (гл. 26): а) нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ; б) нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов; в) нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ядовитыми биологическими веществами); г) нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений; д) загрязнение вод; е) загрязнение атмосферы и др.

Чтобы успешно регулировать национальное хозяйство, государство должно использовать современные научные данные о макроэкономических показателях и на этой основе определять перспективы социально-экономического прогресса.



6362664752600362.html
6362719244418179.html
    PR.RU™