ак поклоняться «вдухе и истине»?

Вконечном счете, поклонение — это духовное действие, и оно должно уси­ливаться действием в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.

Тот факт, что подлинное поклонение происходит в невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники бу­дут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).

Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности»11. Это означает, что истинное поклонение затрагивает не только наши физи­ческие тела, но также и наш дух, нематериальный аспект нашего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнула: «Ве-личит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).

Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, покло­няется Богу. Такое поклонение считается обязательным, поскольку поклоня­ющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняется Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.

11 Основания для такого утверждения: 1) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20, 21). Ответ Иисуса понимается гораздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог kv («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову kv, употребленному в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иеру­салиме». И вновь противопоставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклоняться. 3) Слово «истина» обозначает качество поклонения. Па­раллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе» относят­ся не к личности, а к качеству поклонения.


Глава 50. Поклонение_______________________ 1139

Мы входим в состояние истинного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «быв­шие... в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присут­ствие Божье (Евр. 12:18-24), то должны «служить благоугодно Богу, с благо­говением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклонение не является чем-то самопроизвольным, и это­му нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.

Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубо­кое, искреннее поклонение? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и проповедь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, полным хвалы. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклоне­ния, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богат­ство поклонения, которое является естественным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его природы?12



Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы наше поклонение стало бо­лее эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, от­носящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и потому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благосло­вил наше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной природе поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присутствии Бога (см.: Евр. 12:22—24). Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нару­шенные отношения с ближними. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар к жертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверж­дающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата— «лжец»(1 Ин.4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», следует быть уверенны­ми, что они живут со своими женами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы

12 Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пение гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.


1140________________________ Часть VI. Учение о Церкви

грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распрос­транился на большое количество людей и чтобы в результате этого Божье бла­гословение на всю общину не прекратилось.

Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает верующим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус говорит, что «чис­тые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безусловно, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», сразу же добавляет: «Очистите руки, грешники, исправь­те сердца, двоедушные» (Иак. 4:8)13.

И все же устройство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус придавал большое значение атмосфере во вре­мя поклонения. «Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и по­купающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верую­щим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша мо­литва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвлекается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раз­дражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запрещены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбирать обста­новку для молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, по­скольку мы должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собираться в обстановке, бла-

13 В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклонением Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Госпо­дом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15—18; 65:18.)


Глава 50. Поклонение________________________ 1141

гоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возмож­ность сосредоточить свое внимание на Господе14.

И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. В наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общи­ной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога. Песнопения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во вто­ром лице (т. е. когда к Богу обращаются на «ты» и о Нем не говорится «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклонения, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.

Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совмест­ного поклонения. Безусловно, определенное время должна занимать молитва (см.: Л к. 6:12; 22:39-46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть до­вольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7—11). Кроме того, подлин­ное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.

Отчасти это справедливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состояния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и кон­центрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требу­ют сосредоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совер­шаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на увереннос­ти в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, а также благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой при­чине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час

14 Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут быть отне­сены к разным формам поклонения, но я не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных литургических служений епископаль­ных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предпи­сывает нам придерживаться какой-то конкретной формы, здесь следует руководство­ваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Однако евангельские христиане не должны не раздумывая отклонять непривычные фор­мы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определенный порядок, а харизматические группы должны понять, что на­зидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же касается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведенная до крайности, может превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.


1142________________________ Часть VI. Учение о Церкви

воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те, кто пытается осуществить все за короткое время, плотно заполняют его раз­ными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо15. Если члены общины хотят решить различные задачи во время богослужения и сде­лать собрание более продолжительным, то им придется подойти к этому твор­чески; может быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения, которые стали привычными или традиционными, но в действительности не яв­ляются необходимыми.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Происходит ли в вашей церкви полное, истинное поклонение каждое вос­
кресенье? Как много времени уделяется поклонению (в узком смысле слова) —
т. е. вознесению хвалы и благодарения Богу? Вы хотели бы, чтобы этому уделя­
лось больше времени? Какие аспекты поклонения, по вашему мнению, являют­
ся наиболее важными? Какие аспекты вам кажутся менее важными? Каким обра­
зом ваша церковь могла бы сделать поклонение более эффективным и глубоким
по своей сути (если это необходимо)?

2. Вы когда-то переживали сильное ощущение присутствия Бога на совмест­
ном поклонении? Когда это произошло? Опишите этот опыт. Можете ли вы ска­
зать, что способствовало этому?

3. Какие эмоции вы испытываете во время поклонения? Схож ли этот опыт с
другими ситуациями повседневной жизни, или эти чувства возникают у вас толь­
ко во время поклонения? Вы когда-то ощущали, что Бог служит вам в то время,
когда вы поклоняетесь Ему? Что помогло вам осознать это?

4. Как вы полагаете, в вашей жизни достаточно времени уделяется поклоне­
нию? Если нет, то что этому мешает?

15 К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить множество действий во вре­мя богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с несколькими арена­ми, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Также и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примиритесь с ближним! Поприветствуйте ваших друзей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмо­ции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на при­зыв пастора в своем сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недоволь­ными, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена.

Большинство людей с трудом концентрируются на чем-то и легко отвлекаются. По­этому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает мое внимание от Господа и переносит его на самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.


Глава 50. Поклонение____________________ 1143

5. Что вы думаете о том факте, что Бог ревнует о своей славе и ищет ее? Мо­жете представить себе нечто во вселенной, что могло бы искать себе славы с боль­шим правом, чем Бог? Что иное, кроме поклонения, может дать вам уверенность, что вы делаете именно то, для чего были сотворены?

Специальные термины

поклонение

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:287-294
1940 Wiley, 3:138-150

1960 Purkiser, 415-420

1983 Carter, 2:614-615

3. Баптистские

1767 Gill, 2:341-352, 558, 682-729

1987-1994 Lewis/Demarest

4. Диспенсационалистские

1986 Ryrie, 428-430

5. Лютеранские

(вопрос напрямую не рассматривается)

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1724-1758 Edwards, 2:913-918 1937-1966 Murray, CW, 1:165-168

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

(Вопрос напрямую не рассмаривается.)


1144_____________________ Часть VI. Учение о Церкви

Другие работы

Allen, Roland, and Borror, Gordon. Worship: Rediscovering the Missing Jewel. Portland, Ore.: Multnomah, 1982.

Carson, Herbert M. Hallelujah! Christian Worship. Welwyn, Hertfordshire, England: Evangelical Press, 1980.

Engle, Paul E. Discovering the Fullness of Worship. Philadelphia: Great Commission, 1978.

Harrison, E. F. „Worship". In EDT, pp. 1192-1193.

Kraueter, Tom. Keys to Becoming an Effective Worship Leader. Available from Psalmist Resources, 9820 E. Watson Rd., St. Louis, MO 63126. 1991.

Manson, P. D. „Worship". In EDT, pp. 730-732.

Martin, Ralph P. Worship in the Early Church. Westwood, N. J.: Revell, 1964.

Martin, Ralph P. The Worship of God. Grand Rapids: Eerdmans, 1982.

Moule, C. F. D. Worship in the New Testament. Richmond, Va.: John Knox, 1961.

Peterson, David. Engaging With God: A Biblical Theology of Worship. Leicester: Inter-Varsty Press, and Grand Rapids: Eerdmans, 1992.

Rayburn, Robert G. О Come, Let Us Worship. Grand Rapids: Baker, 1980.

Taylor, Jack R. The Hallelujah Factor. Nashville, Tenn.: Broadman, 1983.

Wainwright, Geoffrey. Doxology: The Praise of God in Worship, Doctrine, and Life. New York: Oxford University Press, 1980.

Webber, Robert E. Worship Old and New. Grand Rapids: Zondervan, 1982.

Отрывок для запоминания

Отк. 4:11:

Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.


ГЛАВА 51

Духовныедары. Общиевопросы


6360107826495524.html
6360124029693148.html
    PR.RU™